Какие сгоны для сантехнических труб самые надежные?

Для сборки и разветвления трубопроводов, предназначенных для разных целей, в сантехнике применяются различные соединительные заготовки. Важную роль в списке этих деталей выполняют соединительные фитинги – муфты и сгоны. Как и у других элементов для труб, у них есть собственные условия использования, отличительные особенности и технические характеристики. Разберем, что такое сгон для трубопровода, какие виды есть, как его применять для соединения труб.

Сантехнический сгон для труб

Что такое сгон для монтажа трубопровода?

Сгон представляет собой соединительную сантехническую заготовку, предназначенную для состыковки труб при прокладке системы коммуникаций. От этой детали зависит надежность и единство огромной системы. Кроме того, фитинги во многом облегчают процесс объединения отдельных узлов в целостный трубопровод.

Сантехники, упоминая сгон для труб стальной, имеют в виду:

  1. Патрубок с короткой резьбой на 5 витков с одного конца и длинной резьбой на 20 и больше витков с другой стороны.
  2. Длинную резьбу, которая нарезана на подводке к коммуникационному оборудованию.

Данный соединительный фитинг дает возможность демонтажа определенного участка трубопровода в той области, где стыкуются неповоротные элементы. А вот использовать сгон в месте, где заготовку можно вывинтить из муфты, не стоит, поскольку это повышает вероятность возникновения течи на участке с большим количеством резьбовых сочетаний.

Стоит сказать и о муфтовом соединении. Это сантехническая заготовка с одинаковым размером наружного и внутреннего диаметра трубы. У муфты с двух сторон резьба внутренняя, что требует того, чтобы резьбовая нарезка на приборе была два раза короче. В этом случае можно вкрутить в фитинг трубы с двух сторон на равное расстояние.

Таким образом, сгон – это сантехнический фитинг в виде короткой трубки с короткой резьбой на одном конце и с длинной резьбой – на другом. На него навинчивается целиком муфта и контргайка.

При этом специалисты рекомендуют выбирать сгоны с наиболее длинной резьбовой нарезкой, чтобы все детали поместились на ней. В противном случае расстояние между сгоном и концами трубопровода придется увеличить, а это значительно снизит прочность и надежность такого соединения.

Где чаще всего применяются сгоны:

  1. На подводке к батареям системы отопления, прежде всего, к чугунным радиаторам старого образца.
  2. На стальных подводках, водопроводных и отопительных стояках после вентилей, что позволяет легко заменить трубу или снять ее для чистки или ремонта.
  3. На жесткой подводке к кухонным смесителям советского периода — «елочка».

Так как этот фитинг, как правило, используется для прокладки водопроводной сети, то металлический сгон нужно периодически обрабатывать средствами против коррозии.

Какие преимущества дает соединение труб сгонами?

У соединения неподвижной коммуникационной системы сгонами имеется множество достоинств:

  • при монтажных работах можно отказаться от использования специального прибора для сварки металлических труб;
  • собрать все детали воедино может любой хозяин без специального образования и квалификации по монтажу;
  • легко соблюдать технологические рекомендации по сочленению различных трубных элементов;
  • прочная и надежная состыковка заготовок и трубок без сварочного аппарата;
  • при монтаже создается разборный блок для простоты проведения ремонтных работ и замены основных элементов участка.

Специалисты отмечают и один важный недостаток – возможное появление течи в случае негерметичного сочленения при помощи контргайки.

Важно! Главное условие надежного соединения – точное соответствие габаритов всех элементов, поэтому параметры труб в месте сочленения очень важны. Сантехники рекомендуют следить за тем, чтобы сгон был немного длиннее разрыва.

Какие виды соединительных фитингов бывают?

По металлу изготовления трубопроводные сгоны специалисты разделяют на изделия из:

  1. Никеля. Такие изделия делают соединения более привлекательными с эстетической точки зрения, поэтому, как правило, применяются в жилых помещениях.
  2. Стали. Устанавливаются в трубопровод, который укладывается в грунт. Чтобы защитить соединения от коррозии, их перед погружением в грунт, окрашивают.
  3. Оцинкованные. Часто используются на открытых участках трубопровода, который подвержен влиянию различных атмосферных явлений.

Госстандарт определил следующие разновидности размеров соединительных заготовок:

  • 150×50×65×17 мм,
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм; где:

первый параметр – длина, второй — внутренний диаметр, третий — длина одной резьбовой области, последний – длина другой резьбовой области.

Сантехники разделяют сгоны также на следующие разновидности:

  • компенсирующие;
  • короткие;
  • длинные.

Габариты фитингов всегда должны соответствовать диаметру трубопровода, в который они монтируются. Для этого используются такие номинальные размеры:

  • ДУ15 (½ дюйма);
  • ДУ 20 (¾ дюйма);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 ¼ дюйма);
  • ДУ 40 (1 ½ дюйма);
  • ДУ 50 (2 дюйма).

Помимо этого, выпускаются детали с другими промежуточными величинами, поэтому соединительные элементы стоит выбирать, учитывая размеры труб.

Разновидности сгонов для трубопровода

Как сделать сгон своими руками?

К сожалению, на практике часто случается так, что длина фитингов на стояках и подводках разнится от стандартных габаритов, поэтому приходится несколько раз перемерять и подбирать детали в каждом конкретном случае отдельно.

Если не удается отыскать сгон нужного размера, то его можно сделать своими руками. Для этого нужны:

  • водогазопроводная труба;
  • тиски;
  • плашка с держателем;
  • напильник для снятия фасок;
  • болгарка или ножовка по металлу;
  • любое масло для смазки.

Инструкция по самостоятельному изготовлению металлического сгона:

  1. Отрезать по длине трубу.
  2. Снять наружные фаски при помощи напильника с обеих сторон.
  3. Зажать в тиски отрезок трубки.
  4. Смазать трубу маслом, чтобы уменьшить усилие при нарезке резьбы.
  5. Надеть плашку направляющей рамкой на трубу и максимально прижать их друг к другу.
  6. Одновременно поворачивать рамку по часовой стрелке. Прекратить прижимать плашку можно только после нарезки двух витков;
  7. На участке короткой резьбы нарезается пять ниток, а на длинном участке – двадцать.

После того, как будет сделан заход, можно перевернуть плашку, чтобы сделать ее износ равномерным.

Как сделать сгон самостоятельно

Как правильно собрать трубопровод?

Чтобы соединить трубопроводную систему, нужно поэтапно сделать несколько простых действий:

  1. Прежде всего, нужно накрутить муфтовое соединение на участок трубки.
  2. После этого, короткую сторону сгона нужно до упора вкрутить в муфту, чтобы соединение было прочным.
  3. На длинный участок сгона необходимо накрутить контргайку.
  4. Затем прикручивается соединительный фитинг.
  5. К трубе приложить конец сгона и подкрутить муфту так, чтобы она закрепилась на трубке.
  6. Потом нужно закрепить фитинг при помощи контргайки, подкрутив ее к муфте таким образом, чтобы между заготовками оставалось расстояние около 2,5-3см.
  7. Детали необходимо накручивать по направлению вращения контргайки, которую следует при помощи гаечного ключа завинтить до упора, чтобы уплотнить соединение и предупредить протечку в этом месте.

Чтобы сделать стыки всех элементов герметичными, на резьбу наматывают ФУМ-ленту.

Как демонтировать резьбовые соединения?

Чтобы защитить газо- или водопровод от коррозии металла, его красят, увеличивая тем самым срок его эксплуатации. Но после покрасочных работ демонтировать резьбовые соединения весьма затруднительно. Поэтому специалисты рекомендуют не окрашивать фитинги многократно, одного раза вполне достаточно.

Если соединительные детали подверглись многократной покраске, то перед демонтажными работами нужно удалить краску при помощи ножа или паяльной лампы.

Затем разбираемый участок трубопровода нужно смазать консистентным жиром, чтоб сделать процесс разбора более легким.

На сложность разборки влияет материал изготовления заготовок. К примеру, чугунные элементы, накрученные на стальной трубопровод, легко открутить обычным гаечным ключом. А вот стальную муфту практически невозможно им раскрутить. Для этого нужно нагреть соединение паяльной лампой или газовой горелкой в течение 20-50 минут, в зависимости от диаметра трубок и фитингов.

Таким образом, при использовании муфт и сгонов можно создать сборно-разборное соединение участка трубопроводной магистрали, что в случае необходимости проведения ремонтных работ позволяет демонтировать определенную часть системы, не разбирая трубопровод полностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: